Яндекс.Погода

Форум Рузаевки

Общение которого Вы достойны!
Текущее время: 24 мар 2019, 15:05

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 405 ]  На страницу 1, 2, 3, 4, 5 ... 41  След.
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 02 май 2012, 19:40 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 30 апр 2012, 14:26
Сообщения: 798
Вот решил создать тему по вооружению и военному делу Мокши и Эрзи!Делимся информацией! Защитное вооружение мордвы в середине I тыс. н.э.

С древнейших времен воины испытывали потребность защитить себя от поражающего воздействия вражеского оружия. Безусловно, данная задача стояла и перед мордовскими бойцами. Не подлежит сомнению и то, что эту задачу они решали, исходя из имеющихся у них возможностей. Археологические источники по защитному снаряжению древнемордовских племен крайне скудны. К тому же, к настоящему времени не известно ни одного целиком сохранившегося предмета древнемордовского защитного вооружения. Все это создает значительные трудности для изучения защитного комплекса мордовских племен. Данное обстоятельство обуславливает необходимость привлечения широких исторических параллелей, обращение к военным традициям других народов, близко стоящих по уровню развития к древнемордовским племенам рассматриваемого периода.

Защитное снаряжение условно делится на активное (щиты) и пассивное (шлемы, доспехи, прикрытия для рук и ног). Самым древним, простейшим и в то же время весьма эффективным защитным средством являлся щит. На территории проживания мордовских племен остатки щитов встречаются уже в захоронениях начала I тыс. н.э. Так находки в Андреевском и Писеральском могильниках крупных бронзовых блях, которые встречаются в ногах воинов, некоторые исследователи интерпретируют как умбоны щитов. В более поздних мордовских могильниках XI-XIII вв. (Заречное II, Красное I, Выползово IV) также встречаются остатки щитов. Щиты представлены, в основном, железными умбоновидными бляхами. Как полагают исследователи, судя по круглой форме данных блях, контуры мордовского щита той поры были круглыми или овальными. Можно предположить, что и в изучаемый период применялись круглые или овальные щиты. На это указывает ряд обстоятельств. Из всех форм боевых прикрытий Восточно-Европейского региона эпохи средневековья, указанные формы являются самыми древними. Это были традиционные формы щитов у многих народов Европы: славян, германцев, балтов. И нет никаких оснований говорить о том, что мордовские племена выбивались из данной общеевропейской традиции.

Поэтому для воссоздания облика древнемордовских щитов можно обратиться к опыту применения данных боевых средств другими европейскими народами. Наиболее известными и изученными являются щиты германских племен Эпохи Великого переселения народов. Мы полагаем, что можно воспользоваться этими сведениями при реконструкции внешнего вида и строения мордовских щитов, делая соответствующие поправки на местные особенности.

Как отмечалось, щиты были овальной или чаще всего, круглой формы. Это обуславливалось нерасчлененностью «варварского» войска, когда один и тот же воин мог сражаться как в пешем строю, так и в конном. Такой щит универсальной формы был удобен и всаднику и пехотинцу. Диаметр щита варьировался от 60 до 100 см. Такие параметры были обусловлены особенностями тактики боя, заключающимися в том, что лишь в начале сражения воины строились в некое подобие боевого построения, а впоследствии атаковали врага, стремясь опередить своих товарищей, и сражались в одиночку. Данные щиты были характерны именно для воина — варвара, ведущего одиночный бой. Щиты были плоскими и изготовлялись из дерева. В средневековых мордовских могильниках были обнаружены остатки деревянных частей щита. Однако их плохая сохранность (прослежен лишь тлен) не позволяет определить, из каких пород дерева они были сделаны. Как показывает нам западноевропейский материал, обычно брались крепкие и твердые породы: дуб, ясень, бук. Однако могли использоваться и остальные породы деревьев растущие в данной местности, даже сосна или липа. Изготавливались щиты двумя способами: из целого куска дерева или из дощечек, склеенных между собой. Обычная толщина такого щита достигала 0,6 - 1 см. Нередко щит покрывался кожей, которая, стягивая дощечки, придавала щиту дополнительную прочность. Известно, что чаще всего германские воины использовали бычью кожу.

В центре щита пропиливалось круглое отверстие, которое снаружи закрывалось выпуклой металлической бляхой — умбоном. Такие умбоны во множестве найдены в погребениях славянских и германских воинов I тыс. н.э., и как уже отмечалось, подобные умбоны обнаружены и в поздних мордовских захоронениях. Можно предположить, что в середине I тыс.н.э. мордовские воины изготовляли умбоны из дерева. Подобное явление известно у многих народов: деревянные умбоны встречаются в погребениях пшеворской культуры, в прибалтийских древностях, у древних славян. Это никоим образом не свидетельствует об отсталости населения, применявшего данные предметы военного снаряжения. Отнюдь, данный факт лишь указывает на особенности развития тех или иных племен и народов, которые активно используют природные возможности при создании орудий труда или оружия. Известны умбоны подобного рода, изготовленные из капа — древесного нароста, который по своим защитным качествам немного уступает металлу, а по гибкости и упругости даже превосходит последний. По форме они были полушаровидной формы.

На внутренней стороне щита прикреплялась металлическая или костяная ручка, служившая для захвата рукой. Немало таких ручек было обнаружено в пшеворских и черняховских погребениях. Остатки подобной рукояти найдены в погребении № 18 Тезиковского могильника, относящегося к IV-V вв. н.э. Можно полагать, что рукояти для удобства захвата рукой обтягивались кожей. Применения подобного приема прослеживается на франкских щитах эпохи Меровингов.

Поверхность щитов всегда украшалась. Несомненно, данная традиция распространялась и на древнемордовские щиты. Краска могла наноситься как непосредственно на дерево, так и на кожу. Можно полагать, что использовались традиционные элементы мордовской орнаментики: геометрические узоры, кресты, свастика и солярные знаки. Возможно, что поверхность щита натиралась воском для придания щиту блеска и предохранения от сырости. Щит описанной конструкции обладал относительно небольшой массой — 1,5 - 2 кг. Подобные щиты использовались на больших пространствах Восточной, Центральной и Северной Европы в эпоху раннего средневековья. Они применялись повсеместно вплоть до XI в.

Переходя к пассивному мордовскому защитному снаряжению, стоит признать, что и по данному вопросу археологические источники весьма скудны. Не смотря на то, что целые шлемы и кольчуги встречаются уже в погребениях Андреевского кургана, в мордовских захоронениях рассмат- риваемого периода целых предметов данного типа защитной экипировки обнаружено не было. Железные доспехи представлены лишь несколькими находками кольчужиц — фрагментов кольчуги: из погребений № 186 и 198 Армиевского I грунтового могильника, из погребения № 50 Селикса-Трофимовского могильника.

В первом случае — это был обрывок из 80—90 плоских колец диаметром 16—17 мм, во втором — восемь колец диаметром 14 мм. Кольца склепаны между собой и переплетены. Примечательно, что содержащее кольчужицу погребение № 198 является женским. В данном случае, кольчужные кольца имели символическое значение, олицетворяя мужское начало, они являлись супружеским почетным приношением. Описанный обычай зафиксирован в гепидских погребениях V—VI вв., у древних славян. Рассмотренные мордовские захоронения относятся к V—VI вв. В погребении № 50 Селикса-Трофимовского могильника находился кусок из нескольких десятков круглых в сечении колец диаметром 10—12 мм. Кольца были сведены. В погребении также было найдено несоединенное кольцо из цветного металла (меди или бронзы), круглое в сечении и диаметром около 11 мм. Несомненно, оно также принадлежало к кольчужному куску, являясь частью своеобразного декоративного элемента. Погребение датировано по поясной накладке и пряжке поясного ремня V—VI вв.

Анализ представленных кольчужиц показывает, что все особенности кольчатого доспеха Европы в середине I тыс.н.э. находят отражение и в мордовском материале. Техника склепанных колец была типичной для рассматриваемого периода. Склепанные кольца представляют нам армиевские погребения. Применялись также кольчуги из сведенных колец. И в мордовских погребениях Селикса-Трофимовского могильника мы находим такие кольчуги. Примечательно, что последний тип кольчатого доспеха использовался в Западной Европе исключительно в середине-второй половине I тыс. н.э. Характерно, что время функционирования указанного погребения Селикса-Трофимовского могильника четко входит в рамки существования подобных доспехов. Как и в Европе, так и в мордовских землях бытовали как круглые, так и плоские в сечении кольца. И как в европейских кольчугах, в мордовских также были обнаружены колечки из цветных металлов. Данный обычай — украшать кольчуги отличными от основного цвета доспеха кольцами был широко распространен у германцев и славян. Как правило, использовали кольца из медной проволоки, украшая 2—3 рядами медных колец края рукавов и подолы кольчуг. У скандинавов на кольчугах иногда цветными колечками выплетались даже руны.

Диаметр кольчужных колец раннего средневековья 7—14 мм. Как видно, мордовские кольца примерно входят в эти рамки. Правда, они относится к числу наиболее крупных, а некоторые (погребение № 186 Армиевского могильника) и вовсе выходят за границу указанного диапазона параметров колец. Они, без сомнения, могут считаться одними из наиболее крупных известных кольчужных колец I тыс. н.э. Других подобных находок пока не найдено. По своим размерам и форме данные кольца аналогичны кольцам восточноевропейского доспеха развитого средневековья, известного как «байдана» или «панцирь». Данный вид доспеха был более совершенным, чем кольчуга и явился логичным итогом эволюции последней. Доспехи из плоских колец большего диаметра примерно в 1,5—2 раза позволили расширить железное поле, прикрывавшее человека, и при этом вес их не увеличивался. Одежда из плоских крупных колец хорошо послужила целям усиления защиты воина и удержалась на вооружении ратников Восточной Европы вплоть до XVII века. Таким образом, данная находка мордовской кольчуги представляет нам самый ранний образец «байданы», что свидетельствует о высоком уровне развития защитного вооружения древнемордовских племен. Все вышеизложенное убедительно говорит о том, что в среде мордовских племен рассматриваемого периода сложилась устойчивая традиция применения кольчатой брони. Все найденные остатки мордовских кольчуг изготовлены по типичным для того времени технологиям, в соответствии с общепринятыми стандартами и нормами. Мордовские воины пользовались совершенным и современным защитным вооружением. И нас не должно смущать ни малочисленность находок, ни то, что не найдено ни одной целой кольчуги. Как было верно подмечено, немногочисленность средств нательной защиты типа железной кольчуги в мордовских могильниках говорит больше о его дороговизне, чем о непопулярности. А то, что мордовские кольчуги представлены обрывками, то стоит учитывать и ритуальную сторону данного явления, когда кольчужные части имели символическое значение, обозначая распространенный в загробных церемониях прием положения в могилу вместо целого предмета его части. Данная условность подтверждается на примере метательного оружия, когда в могиле вместо целого колчана стрел находятся всего 2—3 стрелы. Вообще, целую кольчугу клали в могилу вместе с умершим крайне редко в исключительных, особенных случаях, ведь иначе такой ценный доспех был бы навсегда потерян для рода или племени. Исключение составляли вожди (причем такая традиция встречается у многих народов), знатные воины. В обычном же случае кольчуги передавались по наследству, а если они и попадали в землю, то в виде маленьких кольчужных лоскутков.

Несомненно, определенное распространение среди древнемордовских воинов получили доспехи из органических материалов — так называемые «мягкие доспехи». Это был простейший тип доспеха, который благодаря доступности материалов и простоты изготовления был наиболее дешевой и распространенной боевой защитой тела с древнейших времен до XX века. В средние века такие «мягкие доспехи» изготавливались из кожи, толстой ткани или войлока. Материал соединяли в несколько слоев, прокладывали его шерстью, волосом и простегивали. Такой доспех достаточно хорошо защищал от стрел и несильных ударов мечей. Серьезные защитные свойства «мягких доспехов» неоднократно зафиксированы письменными источниками. Например, арабские хронисты, описывая 3-й крестовый поход, отмечали, что пешие крестоносцы были одеты в толстые войлочные куртки при этом арабские стрелы их не пробивают и застревают в этих доспехах. А панцири из кожи и войлока были особенно распространены у монгольских воинов и назывались «хатангу-дегель», что в переводе значило «крепкий, прочный как сталь кафтан» Несомненно, среди мордовских воинов имело место применение такого рода защитных прикрытий. Об этом говорит весь опыт использования данных доспехов в раннесредневековой Европе. Перефразируя высказывание известного западного оружиеведа Клода Блера, можно сказать, что если в эту эпоху и носилось что-нибудь кроме кольчуги, тообнаружено. Однако некоторые обстоятельства говорят в пользу того, что среди мордовских воинов имело место применение данного вида защитной экипировки. Прежде всего, стоит отметить, что защита головы является более древней формой пассивного защитного вооружения, нежели защита корпуса и тела в целом. Распространенность шлемов была несравненно большей, чем доспехов. Это объясняется, прежде всего, тем, что шлемы были не столь трудоемкие в изготовлении, а значит, и более дешевые. И в самом деле, раннесредневековые своды законов франков и лангобардов показывают, что шлем стоил в 2—3 раза дешевле, чем доспехи. Обнаруженные остатки мордовских кольчуг явственно демонстрируют нам, что мордовские воины хорошо знали металлические доспехи — в частности кольчугу. А это косвенно доказывает применение в их среде и шлемов. Иначе показалось бы весьма странным, что человек, озабоченный защитой своего корпуса и имеющий возможность эту защиту приобрести, совершенно не думает о защите головы или не в состоянии себе это позволить. Наоборот, для раннего средневековья характерно существование кольчуг исключительно в полном защитном комплексе, включая шлемы. Отсутствие же в погребениях боевых наголовий объясняется отсутствием соответствующего обычая. Следовательно, можно утверждать, что наряду с другими вещами защитного снаряжения мордовские воины применяли и боевые наголовья. Скорее всего, это были типы шлемов, популярные в Европе рассматриваемого времени: клепанные пластинчатые шлемы полукруглой и конической формы.

Таким образом, древнемордовские племена были знакомы со многими видами защитной экипировки воина. Это щиты, шлемы, кольчатые и стеганые доспехи (возможно и пластинчатые доспехи тоже). Указанные предметы вооружения имеют многочисленные аналоги на огромной территории от Британии до Урала, от Скандинавии до Средиземного моря. Все это говорит о том, что мордовское защитное оружие развивалось в рамках общеевропейской эволюции комплекса оборонительных средств. Конечно, не следует преувеличивать распространенность металлических доспехов (кольчуг, шлемов) среди мордовских бойцов. Основная масса ратников не имела доспехов. На это указывает характер древнемордовского комплекса вооружения в целом. Железные доспехи, скорее всего, были у самых лучших и искусных воинов, тех, кого в мордовских преданиях называют «уш-модей», «ветиця» — вождь, предводитель. Данный факт не является показателем «отсталости» комплекса вооружения мордовских воинов, ибо подобную картину мы повсеместно наблюдаем в Европе изучаемого периода — большинство воинов также не имеют доспехов, железными доспехами обладают лишь вожди и их окружение. Как мы видим, в этом отношении, древнемордовские племена не отличаются ни от славянских, ни от германских племен.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 02 май 2012, 19:56 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 30 апр 2012, 14:26
Сообщения: 798
Вот интересная вещь!Попадается как и в Мокшанских так и в Эрзянских захоронениях,вместе с оружием!Да сих пор не могут сказать то ли это воинский топор то ли бортный!


Вложения:
P8220011.JPG
P8220011.JPG [ 53.98 КБ | Просмотров: 5289 ]
P8220010 (1).JPG
P8220010 (1).JPG [ 42.79 КБ | Просмотров: 5289 ]
Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 02 май 2012, 20:34 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15 ноя 2009, 16:27
Сообщения: 1907
Бортный, это значит для добычи мёда?


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 02 май 2012, 20:38 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 30 апр 2012, 14:26
Сообщения: 798
Ну да!Только как то сложновато им сучки рубить или дупло!До сих пор не определен!Выдвигалась версия что им удобно конного война, пешему с седла стаскивать!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 02 май 2012, 20:49 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 30 апр 2012, 14:26
Сообщения: 798
По результатам археологических раскопок, шлем на территории обитания мордвы был обнаружен у села Степановки Пензенской обл. в погребении Именьковской археологической культуры (северная ветвь черняховской).Погребение датируется 4-6 в.в. Шлем спангенхельм с наушами отделан бронзой с позолотой рядом лежал кусок кольчуги - все кольца оказались клепанные (!)


Вложения:
batajnica.jpg
batajnica.jpg [ 29.29 КБ | Просмотров: 5285 ]
Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 02 май 2012, 21:04 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 05 дек 2009, 14:14
Сообщения: 594
Откуда: Цибуллино из украины
Северная ветвь черняховской? Улыбнуло )))

_________________
Мордва и чуваши, всё люди не наши. (с)
Любить, як хохол цибулю. (с)
Чудь начудила, меря намерила, мордва намордовала (с)
Эрзя и Мокша это только НАШЕ внутреннее различие, - и оно не касается никого из вне, особенно МОРДВЫ!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 02 май 2012, 21:16 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 30 апр 2012, 14:26
Сообщения: 798
По шлемам в Мордовии находок мало,могу лишь отметить Андреевский курган!Вот упоменание! Относится к раннему этапу формирования древнемордовской культуры. П. Д. Степанов в 1963—1964 гг. исследовал 52 могилы. В центре — захоронение вождя в большой (6,6 х 4,5 м) яме, обложенной деревянными плахами. При нём богатое воинское снаряжение: шлем, кольчуга, меч, кинжал, 2 наконечника копий, удила, колчан со стрелами. В изголовье — трофеи из отрубленных человеческих челюстей. Рядом захоронены 2 хорошо вооружённых воина, пленник или раб со связанными руками. Некоторые воинские захоронения, по-видимому, принадлежат пришельцам с юга или юго-востока; часть погребений — в насыпи кургана. Среди находок много привозных вещей: бронзовая южноиталийская чаша, провинциально-римский котелок, застёжки-фибулы и др. О финно-угорской принадлежности местного населения свидетельствуют глиняная посуда, разнообразные украшения, в том числе с признаками, характерными для древней мордвы: височные подвески с грузиком, нагрудные бляхи, сюлгамы и др.


Вложения:
krom06.jpg
krom06.jpg [ 143.68 КБ | Просмотров: 4476 ]
krom05.jpg
krom05.jpg [ 90.25 КБ | Просмотров: 4476 ]
krom03.jpg
krom03.jpg [ 102.8 КБ | Просмотров: 4476 ]


Последний раз редактировалось Ежка веле 18 авг 2012, 14:40, всего редактировалось 1 раз.
Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 02 май 2012, 21:28 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 30 апр 2012, 14:26
Сообщения: 798
!Именьковская культура — раннесредневековая археологическая культура IV—VII веков, расположенная на территории Среднего Поволжья (Самарская область, Татарстан, Ульяновская область). Племена именьковской культуры занимали территорию от Средней Суры — на западе, до низовьев реки Белой на востоке, от правого берега реки Камы — на севере до Самарской Луки — на юге с IV по VII вв. н. э.[1] Своё название культура получила по первому наиболее полно изученному городищу у с. Именьково Лаишевского района РТ. Предположительно, генетически связана с культурами Поднепровья и Северного Причерноморья (пшеворской, зарубинецкой, черняховской)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 02 май 2012, 22:12 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 05 дек 2009, 14:14
Сообщения: 594
Откуда: Цибуллино из украины
Ежка веле писал(а):
Относится к раннему этапу формирования древнемордовской культуры.


Что это за культура такая, мордву только создают на этой неделе. :D

_________________
Мордва и чуваши, всё люди не наши. (с)
Любить, як хохол цибулю. (с)
Чудь начудила, меря намерила, мордва намордовала (с)
Эрзя и Мокша это только НАШЕ внутреннее различие, - и оно не касается никого из вне, особенно МОРДВЫ!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 02 май 2012, 22:13 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 05 дек 2009, 14:14
Сообщения: 594
Откуда: Цибуллино из украины
Ежка веле писал(а):
Предположительно, генетически связана с культурами Поднепровья и Северного Причерноморья (пшеворской, зарубинецкой, черняховской)


и

Цитата:
Северная ветвь черняховской.


Все же есть разница, не ощущаете? ;)

_________________
Мордва и чуваши, всё люди не наши. (с)
Любить, як хохол цибулю. (с)
Чудь начудила, меря намерила, мордва намордовала (с)
Эрзя и Мокша это только НАШЕ внутреннее различие, - и оно не касается никого из вне, особенно МОРДВЫ!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 405 ]  На страницу 1, 2, 3, 4, 5 ... 41  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Создано на основе phpBB® Forum Software © phpBB Group
Русская поддержка phpBB
раскрутка сайта, поисковая оптимизация