Яндекс.Погода

Форум Рузаевки

Общение которого Вы достойны!
Текущее время: 24 мар 2019, 15:23

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 104 ]  На страницу 1, 2, 3, 4, 5 ... 11  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Язычество и крещение!
СообщениеДобавлено: 09 авг 2012, 19:49 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 30 апр 2012, 14:26
Сообщения: 798
http://www.youtube.com/watch?v=q-_Eb-BDHy0


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Язычество и крещение!
СообщениеДобавлено: 10 авг 2012, 15:41 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 30 апр 2012, 14:26
Сообщения: 798
Выдержка из книги Мельникова-Печерского "Очерки Мордвы"

Дикие инородцы, подчиненные прежде Казани, старались было свергнуть власть московского государя. Последовал целый ряд возмущений, известных под именем черемисских бунтов, продолжавшихся при Грозном и при Феодоре Ивановиче. Но Мордва не поднималась против русских, ее крещение и обрусение шли с успехом. Для большего успеха мордовские села стали раздавать монастырям, в той надежде, что духовные власти еще ревностнее позаботятся об ее крещении, чем служилые люди. Окрестившимся давали важные льготы от податей, но эти льготы оставались ненадолго: затруднительные обстоятельства смутного времени требовали много денег и хлебных запасов, льготы были нарушены, с тех пор и смирная дотоле Мордва возмутилась. Это последовало в то время, когда явился второй Лжедмитрий и против царя Шуйского восстали разные города. Подстрекаемая сторонниками Тушинского вора, Мордва возмутилась, соединилась с шатавшимися холопами, бортниками, недовольными тяжким положением своим крестьянами, и пристала к так названной современниками „вольнице", ходившей из места в место и грабившей где и кого было можно. Мордва забунтовала от Нижнего до Алатыря, нападала на проезжавших по большим дорогам, ловила царских гонцов, посылаемых из Москвы в Нижний, Казань, Вятку и в другие города понизовые, и отправляла их к Самозванцу. Мордовская вольница выбрала из среды своей предводителей Москова и Вокардина. Они явились под Нижним, остававшимся верным царю Василию. Не имея огнестрельного оружия, мордовские выборные опустошили русские деревни, сожгли верхний посад города, но, не могши взять Кремля и не имея лодок, не причинили вреда нижнему посаду, доступному лишь с Оки и Волги. Долго стояла Мордва под Нижним. Узнав, что Васильев воевода, князь Иван Михайлович Воротынский, идет на Арзамас, она бросилась назад спасать в лесах свои семейства и пожитки. Воротынский рассеял толпы выборных мордовских людей Москова и Вокардина, восстановил власть царя Василия, усмирил вольницу: она бросилась вниз по Волге, другая часть ее через Мещеру ушла к Тушинскому вору.

Мордва не успокоилась; в окрестностях Нижнего, Арзамаса, Курмыша, Ядрина и Алатыря скрывалась в лесах и оврагах и в продолжение всего 1607 года то и дело нападала небольшими толпами на войска царя Василия, грабила русские деревни, подступала и к самым городам. По дорогам не было ни прохода ни проезда от Мордвы. В 1608 году Алатырь, Курмыш, Ядрин, Арзамас, Темников и Касимов приняли сторону Тушинского вора, и тотчас же поднялись все инородцы: мордва-эрзяне, мордва-мокшане, черемисы, чуваши, вотяки. Боярин Федор Иванович Шереметев из Казани двинулся с понизовою ратью на возмутившихся. Мордва-мокшане с своими князьками Еникеевым, Шугуровым и Смиленевым пошли навстречу Шереметеву, а эрзяне и терюхане под начальством изменившего царю Василию арзамасского воеводы Тимофея Лазарева пристали к тушинскому воеводе князю Семену Вяземскому, шедшему с тушинцами и ляхами на Нижний. Вяземский послал к Шугурову и Смиленеву приказ, чтоб они отнюдь не вступали с Шереметевым в решительный бой, но чтобы Мордва разделилась на малые отряды и чаще беспокоила набегами понизовую рать. Расчет был тот, чтобы замедлить поход Шереметева и, пока он не поднимется к Нижнему, овладеть городом. Нижний был осажден, но в январе 1609 года нижегородцы выступили навстречу тушинцам и Мордве, верстах в десяти от города напали на них и совершенно рассеяли. Обоих воевод, князей Вяземского и Лазарева захватили в плен и повесили на нижнем базаре, не считая нужным не только испрашивать на то дозволения московского царя, но даже и уведомлять его о совершенной народом казни. По местному преданию, нижегородцы побили ляхов и их сообщников там, где теперь находится сельцо Ляхово, названное этим именем, потому что стоит на костях ляхов. В прежнее время, сказывают, здесь на пашнях выпахивали человеческие кости; теперь об этом давно не слышно. Мордва-мокшане, предводительствуемые своими князьками Еникеевым, Шугуровым и Смиленевым, соединившиеся было с черемисами и чувашами и предводимые тушинскими воеводами, потерпели ту же участь. Шереметев разбил их 22-го декабря 1608 года у Чебоксар, но отступил; в другой раз он нанес мятежникам более сильное поражение под Свияжском, 1-го января 1609 года. „И топтали их, и кололи, что свиней, и трупы их положили на семи верстах", доносил Шереметев царю Василию Шуйскому. Мордва рассеялась, но черемисы и чуваши с своими князьками Елпаем Такшейковым и Еникеем Кониковым успели перебраться на луговую сторону Волги, овладели Царевококшайском, разорили Котельнич. Вятский воевода князь Ухтомский освободил Котельнич, рассеял инородцев, но черемисы и чуваши долго-долго еще и после того грабительствовали в области Вятской. Рассеявшаяся по берегам Мокши, Суры и Алатыря Мордва до самого усмирения земли русской производила грабежи. В 1614 г. ногайский владетель Иштеряк, союзник Заруцкого, послал было в русские области 20.000 войска; оно подступило к Алатырю. Мордва тотчас же по приближении ногаев снова восстала повсеместно и впереди их двинулась на Нижний. Воеводы царя Михаила Федоровича, князья Сулешев и Барятинский бились с иштеряковыми ногаями, но без успеха; наконец Иштеряк примирился с царем, ногаи возвратились восвояси, Мордва утихла, но еще не скоро вполне успокоилась.

Хотя в двадцатых годах XVII столетия вооруженные восстания инородцев и прекратились, однако долго еще после того не водворилось между ними совершенного спокойствия. В дальних местах, за Волгой и за Камой, время от времени происходили черемисские и башкирские бунты, в областях ближних, населенных преимущественно Мордвой, хотя открытых возмущений в больших размерах и не бывало, но упорство в неплатеже податей (ясака), хлебных, стрелецких и других денежных сборов вынуждало правительство к принятию мер строгих. К этому присоединились насилия воевод и других служилых людей, особенно тех, которые сбирали подати на государя. Мордва, бегая из деревень, стала укрываться в лесах, стала уходить вниз по Волге и селиться там на пустых землях, стала уходить по окрестностям в имения монастырские и богатых, сильных влиянием своим при дворе вотчинников. Так, в начале царствования Алексея Михайловича много Мордвы поселилось в вотчинах Троицкого Сергиева монастыря и в вотчинах боярина Бориса Ивановича Морозова, потому что этот монастырь и этот боярин, царский свояк и друг, в обиду своих крестьян никому не давали.

После смутного времени народу было очень тяжело. Для усмирения внутренних мятежей и смуты, на войну со шведами и Польшей надо было много денег, а царская казна была истощена, накопленные же веками сокровища, которые бы можно было, в крайности, обратить в деньги, были расхищены в безгосударное время, когда поляки хозяйничали в московском Кремле. Пришлось усиливать налоги, с торговых и промышленных людей брать „пятую деньгу" на жалованье ратным людям, а с крестьян собирать хлебом и другими припасами на продовольствие войска, а также взимать с них ямские деньги и другие денежные повинности. Главная тягость падала таким образом на сельское население. К тягостям государственным присоединились тягости другого рода; сборщики податей, разъезжая по городам и селениям, делали жителям немало притеснений. С Мордвой же, как и с другими инородцами, обращались они особенно строго, даже враждебно: забирали у них без разбору хлеб, домашний скот и проч., продавали все это на торгах, частью на пополнение казенных недоимок, а частью в собственную пользу. Разоренная Мордва бегала в леса или вниз по Волге, оставляя поля несжатыми, луга некошеными, мед в бортях неломанным; но сборщики податей, забирая оставленное Мордвой добро, ловили из них кого попало и, отвозя в город, становили на правеж.

В нижегородском Печерском монастыре сохранился отрывок из розыскного дела о Петре Корсакове, что осенью 1630 года с подьячим Дружиной Огарковым ездил в Нижегородскую область „сыскивать про беглую Мордву" и вместо того, чтобы разобрать дело, делал ей большия насилия и притеснения. Сбор ямских денег до того разорил Мордву, что летом 1639 года, не дождавшись уборки хлеба, все племя терюхан и значительная часть эрдзян, обитавших около Арзамаса, покинув деревни и поля, забрали скот и какую можно было домашнюю рухлядь и рассыпались по дремучим лесам Муромским, Салавирским, по реке Сереже, некоторые бежали в леса Заволжья, другие же сели в лодки и поплыли вниз по Волге. Из Нижнего и Арзамаса посланы были стрельцы и пушкари выгонять Мордву из лесов и силой заставлять их жать и молотить хлеб. Но посланные не могли проникнуть в лесные чащи, нахватали несколько отставших беглецов и пополнили ими нижегородские и арзамасские тюрьмы. Урожай в тот год был необыкновенно обилен, но уродившийся в изобилии хлеб должен был погибнуть неубранным. Нижегородский воевода доносил об этом в Москву, а между тем послал в мордовские деревни стрельцов из Нижнего. Набольшими у них были: пушкарь Антон Молочницын да стрелец Захар. Эти люди, по тогдашнему обычаю, захотели от того дела покормиться, стали хватать Мордву и бортников и их „для своея бездельныя корысти мучили и связанных в подполья метали", сбирали с них большие деньги на себя и тем еще больше озлобили недовольных: побеги в леса и вниз по Волге на небольших судах усилились пуще прежнего. Между тем из Москвы пришло распоряжение убрать мордовский хлеб и взять его в казну: „и тот мордовский опальный хлеб всякими окольными людьми убрать и стеречь". Для распоряжений по этому предмету, а также для исследования, отчего Мордва разбежалась, — от платежа ли ямских денег или от обид и налогов, — посланы были сыщики Петр Корсаков да Дружина Огарков. Корсаков сошелся с пушкарем Молочницыным и вместе с ним, разъезжая по мордовским селениям, хватал, кто ни попадался, — не только Мордву, но и русских, — вымогал от них для себя кормы и деньги. Сначала Корсаков поселился в мордовской деревне Большой-Вад. Здесь дела начались тем, что Молочницын нижегородских ямских проводников, привезших в Большой-Вад Корсакова, связал по рукам и по ногам и бросил в подполье, требуя и с них денег. Затем произошел целый ряд насильств. Подьячий Огарков поссорился с Корсаковым, и Корсаков, вместе с пушкарем Молочницыным, со стрельцом Захаром и с своими людьми, подьячего обругал, избил, бороду у него выдрал, а когда Дружина убежал в свою избу и заперся, — брал ту избу приступом и бревнами вышибал из нее окна. Огарков бежал с царской службы и отправился к своим родственникам в Курмышский и Алатырский уезды. Затем, воротясь, стал мстить свою обиду: с набранными людьми, вооруженными пищалями, саблями и ослопами, пришел в Большой-Вад ко двору Корсакова, людей его избил ослопьем, а самого ранил. Во время таких непорядков жали мордовский хлеб, но многие окольные люди откупались от работы, а которые не хотели давать денег (рублей по 30 и более — сумма чрезвычайно значительная по тому времени), тех били, мучили и связанных метали в подполья. Хотя мордовский хлеб жали даже и под снегом, но далеко не весь сняли. Мордва разбежалась окончательно, бежали из Нижнего и бывшие там в тюрьме и на правеже, в лесах поделали они землянки, засели в берлоги и прожили в них даже во время трескучих морозов. Множество Мордвы в это время перемерю, особенно женщин и малых детей. Узнали про все это в Москве, прислали новых сыщиков, Семена Игнатьевича Колтовского да подьячего Нечаева. Нам неизвестно, что сделали эти новые сыщики.

Через все XVII столетие продолжаются стеснения Мордвы, то и дело заставлявшие ее бегать из мест своего жительства. К тяжким податям, к налогам, к обидам воеводским и разных других служилых людей, со времен патриарха Никона, присоединились еще новые беды для Мордвы — насильственное обращение их в христианскую веру. Мы уже заметили, что царь Иван Васильевич раздавал вольную дотоле Мордву боярам и монастырям для крещения. В царствование его и Федора Ивановича посредством такой меры немало Мордвы обращено было в христианство, и вслед затем она до того обрусела, что через столетие после „казанского взятья" во внуках и правнуках, крещенных по воле Грозного, трудно было узнать мордовских потомков. Тогда иноки Троицкого Селижарова монастыря были отправлены в качестве миссионеров для крещения казанской Мордвы и немало обратили ее в христианство. Тогда иноки Саввина Сторожевского монастыря устроили миссионерский стан на берегу реки Мокши для крещения темниковской или Еникеевой Мордвы; из этого стана вскоре образовался Пурдышевский-Рождественский монастырь, которому также дана была во владение часть темниковской Мордвы, с условием окрестить ее. Пурдышевские монахи окрестили не только принадлежавших их монастырю по вотчинному праву язычников, но распространили христианство почти по всей темниковской Мордве. В главнейшем месте эрдзядов, в Арзамасе, по повелению царя Ивана Васильевича, был построен Спасский монастырь, и доселе существующий. Ему, при первом еще настоятеле его Сергии (ум. 1588), отданы были во владение „царския мордовския вотчины": Ивановское с деревнями Чернухою, Ореховскою и проч. Монахи усердно стали крестить своих крестьян, но до смутного времени и сопровождавшего его возмущения Мордвы, кажется, не имели больших успехов. Зато, как скоро в Нижегородской области и вокруг Арзамаса спокойствие было восстановлено, спасские монахи ревностно принялись за крещение Мордвы. Особенно отличился в этом деле игумен Иов, бывший в Арзамасе с 1628 года по 1638 и потом переведенный в московский Новоспасский монастырь. Арзамасская Мордва, не стерпев притеснений от спасских монахов, разбежалась и поселилась на местах пустых, никому тогда не принадлежавших, на речке Коваксе, но Иов успел воротить ее и окрестить. К концу XVII столетия значительная часть арзамасской Мордвы, будучи окрещена, совершенно обрусела. На берегах Суры также монахи крестили Мордву. Как и в Арзамасе, царь Иван Васильевич устроил в городе Алатыре монастырь Троицкий и дал ему во владение Мордву, ради крещения. Миссионерская деятельность алатырских монахов, которые, обратив свою Мордву, принялись и за чужую, не понравилась инородцам. Они долго терпели, но, как скоро в смутное время земля замутилась, алатырская Мордва прежде всего захотела свести старые счеты с монахами. Игумена „посадили в воду", то есть утопили в Суре; монахи выбрали другого — и ему та же участь; выбрали третьего — Мордва, ворвавшись в монастырь, скинула его с башни, зарезала одного иеромонаха, разогнала остальную братию, разграбила монастырь и, захватив все жалованные ему грамоты, завладела его вотчинами. Оставшиеся монахи просили властей Троицкого Сергиева монастыря, архимандрита Дионисия и келаря Авраамия Палицына, чтоб их монастырь был приписан к ним. В 1615 году царь Михаил Федорович согласился на то. Троицкие власти послали в Алатырь своих миссионеров, которые повели дело лучше: некоторые мордвины даже сами стали просить о крещении. Так, в 1619 году один мордвин дал в Троицкий Сергиев монастырь вклад, прося за то его окрестить. Тогда же мордвин, названный во св. крещении Тихоном, отдавая Троицкому Сергиеву монастырю свою родовую вотчину Кирмальский Ухожей, сам просил о водворении его между христианами, „чтоб ему христианския веры не отбыти".

Когда патриарх Никон принял в свое управление русскую церковь, он с известною, ничем неудержимою ревностью стал заботиться о церковных исправлениях. Обращение язычников в христианство сильно его озабочивало. Особенно же заботился он о крещении и обрусении Мордвы. Никон сам был мордовского происхождения, сын обруселого мордвина Мины, крестьянина села Вельдеманова. Он лучше других понимал, что обращение в православную веру его родичей может и должно сделать из них совершенно русских людей. С этою целью „собинный друг" царя Алексея Михайловича, еще будучи новгородским митрополитом, уговаривал царя назначить известного ему иеромонаха новгородского Деревяницкого монастыря, Мисаила, рязанским архиепископом, с тем, чтоб он обращал Мордву племени мокшан, менее эрдзядов обрусевшую, в христианство. В 1651 году, апреля 13-го, Мисаил был рукоположен в рязанские архиереи и немедленно принялся за обращение Мордвы-мокшан, а также татар в христианство. В три года он в Шацком и Тамбовском уездах окрестил 4.200 человек и после того просил у Никона разрешения вновь отправиться в мордовский край и к касимовским татарам, чтоб окрестить и остальных. Никон благословил его, а может быть, и разрешил истреблять почитаемые Мордвой за святые их заветные дубравы и кладбища. Переезжая из места в место, Мисаил в начале 1655 года крестил Мордву, заставляя рубить их священные рощи и сожигая срубы на их кладбищах. Столь решительные меры рязанского архиерея увенчались было успехом: в одном месте он за один раз окрестил более трехсот человек. На Страстной неделе 1655 года, уже возвращаясь в Рязань к празднику Пасхи, он остановился в деревне Ямбиревой (ныне село Конобеево, Шацкого уезда) и, надев архиерейскую мантию, начал убеждать местных жителей к принятию св. крещения. В это время огромная толпа окрестной Мордвы окружила архиепископа, гоня его и окружавших его из деревни. Началась драка. Вооруженная луками Мордва стала стрелять, и Мисаил упал смертельно раненый. Это было 10-го апреля, во вторник на Страстной неделе; 19-го апреля, в четверг на Пасхе, Мисаил умер. Через год тело его было перевезено из деревни Ямбиревой и погребено в рязанском Архангельском соборе. До сих пор под его гробницею сохраняется архиерейская мантия, пробитая стрелами и с заметными пятнами крови.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Язычество и крещение!
СообщениеДобавлено: 10 авг 2012, 15:54 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 30 апр 2012, 14:26
Сообщения: 798
Вот номер "Нивы" от 26 декабря 1909 года.В предыдущем № „Нивы", говоря о рисунки Горюшкина-Сороконудова, мы упоминали о языческих рождественских обрядах поволжской Мордвы и о мордовской богинь Анге-Патяй. Новый рисунк того же художника — „Келъ-Коляда (Канунъ Рождества у языческой Мордвы) изображаете еще один иль таких обычаев—мордовское колядованье.
Накануне Рождества у Мордвы, как и в русских деревнях, дети и подростки колядуют. Вечером в сочельник дети собираются вместе, берут распаренные березовые веники (береза—любимое дерево богини Анге-Патяй), украшают их лентами и полотенцами и ходят потом с этими вениками по всей деревне из дома в дом. При этом, конечно, поются песни.


Вложения:
53653507_1263229339_skanirovanie0003_1_1.jpg
53653507_1263229339_skanirovanie0003_1_1.jpg [ 74.1 КБ | Просмотров: 3884 ]


Последний раз редактировалось Ежка веле 18 авг 2012, 12:34, всего редактировалось 1 раз.
Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Язычество и крещение!
СообщениеДобавлено: 10 авг 2012, 17:55 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 30 апр 2012, 14:26
Сообщения: 798
Священный дуб с дуплом в поселке Крутец, Зубово-Полянский район


Вложения:
119801_1.jpg
119801_1.jpg [ 112.5 КБ | Просмотров: 3884 ]


Последний раз редактировалось Ежка веле 18 авг 2012, 12:35, всего редактировалось 1 раз.
Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Язычество и крещение!
СообщениеДобавлено: 10 авг 2012, 20:02 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 30 апр 2012, 14:26
Сообщения: 798
Священное дерево около с. Волгапина.Ковылкинского р-на(Фото 1926 г.)


Вложения:
146702_1.jpg
146702_1.jpg [ 120.36 КБ | Просмотров: 3884 ]


Последний раз редактировалось Ежка веле 18 авг 2012, 12:36, всего редактировалось 1 раз.
Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Язычество и крещение!
СообщениеДобавлено: 10 авг 2012, 20:06 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 30 апр 2012, 14:26
Сообщения: 798
Мокшень кой — традиционная религия мокшан !Главным богом является Шкай, называемый также Шкабаваз — Верховный бог, обитающий на небе, возглавляет всех небесных и низших богов. Его противником является Идемявозь.

Из других богов и духов у мокшан можно назвать:

Кардазава — божество-хранительница двора
Кардазонь кирди — божество-хранитель двора
Юрхтава — богиня рода, клана и очага
Велень кирди юрхтава — божество-хранительница села
Якшамава — богиня холода
Якшаматя — бог холода
Вазава — божество-хранительница скота
Вармава — богиня ветров
Вармань кирди — бог ветров
Вирява — божество-хранительница леса
Виряля — божество-хранитель леса
Ведява — божество воды, ундина
Ведяля — божество воды, водяной
Акша кал — Белая рыба
Акша локсти — Белый лебедь
Акша келу — Великое дерево
Тумашкай — Бог дуба
Лепешкай — Бог ольхи
Атямшкай — Бог грома
Солтан — бог-держатель Земли
Анамаз — бог зла, мрака и холода
Толава — богиня огня
Ковава — богиня Луны
Коватя — бог Луны
Масторатя — бог подземного мира
Модава — божество земли
Кудава — божество дома


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Язычество и крещение!
СообщениеДобавлено: 10 авг 2012, 20:33 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 30 апр 2012, 14:26
Сообщения: 798
Рукотворный холм искусственного происхождения находится в мокшанском селе Вечкинино Ковылкинского района Мордовии, которое находится где - то в 10 км от Скановых пещер. Вероятно, это холм был предназначен для возжигания священнго Огня.


Вложения:
0_5a2ac_ed6452ed_XXL.jpeg
0_5a2ac_ed6452ed_XXL.jpeg [ 201.49 КБ | Просмотров: 3884 ]


Последний раз редактировалось Ежка веле 18 авг 2012, 12:43, всего редактировалось 1 раз.
Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Язычество и крещение!
СообщениеДобавлено: 11 авг 2012, 10:12 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15 ноя 2009, 16:27
Сообщения: 1907
Ежка веле писал(а):
Рукотворный холм искусственного происхождения

Внутри его не чего нет?


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Язычество и крещение!
СообщениеДобавлено: 11 авг 2012, 11:56 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 30 апр 2012, 14:26
Сообщения: 798
Это надо спросить у директора музея в Сканове они с Вечкенино много чего в свой музей набрали думаю и холм этот пощупали.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Язычество и крещение!
СообщениеДобавлено: 13 авг 2012, 22:09 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 30 апр 2012, 14:26
Сообщения: 798
Среди многочисленных женских украшений из погребений Крюково-Кужновского мокшанского могильника VIII—XI вв., хранящихся в Моршанском районном краеведческом музее, выделяется одно поясное украшение. Это бляха с дверкой, происходящая из погребения 39. Бляхи с дверкой довольно часто находят в женских погребениях. Они лежат на тазовых костях женских скелетов. Таково было расположение и характеризуемой бляхи.В бляхе из погребения 39 Крюково-Кужновского могильника в центре ромба расположена женская фигура в позе роженицы. Изображение женских фигур с поднятыми руками или раскинутыми руками и ногами довольно широко известно как в вышивках, так и в деревянной резьбе. По всей вероятности, здесь мы впервые встречаемся с изображением одного из почитаемых женских божеств древней мокши, возможно, изображением Великой Матери, богини плодородия.Центральное расположение ромба с крючками и женской фигурой в позе роженицы, символа Великой богини плодородия, говорит о центральном положении этой богини в пантеоне мордовских племен. Вокруг ромба по телу дверки идут вытисненные зубчатым колесиком изображения. Сюжет и круговая композиция этих изображений уникальны и проливают свет на верования, отдельные культы и идеологию древней мокши. Справа сверху, над ромбом плодородия изображено дерево Судя по поднятым вверх ветвям, дерево, изображенное на бляхе, относится к породе лиственных. Вера в духов леса была широко распространена у многих древних народов лесной и лесостепной полосы.


Вложения:
mordob1.jpg
mordob1.jpg [ 83.61 КБ | Просмотров: 3902 ]
Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 104 ]  На страницу 1, 2, 3, 4, 5 ... 11  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Создано на основе phpBB® Forum Software © phpBB Group
Русская поддержка phpBB
раскрутка сайта, поисковая оптимизация