хохол писал(а):
С чем тут разбираться, орда-это административно-территориальное образование, союз кочевых племён. Сергу Терюшань не корректен, "кочевые орды степняков"- это игра слов. Как будто есть "кочевые лесовики", кочевые племенные роды только и кочевали в степи, доходя до границ лесостепи. Где естественно, проживали мокша и не контактировать с соседями абсурд (военные, торговые, культурные сношения)!
Хазары, а до 1237 междуречье Волги и Камы населяли жители огромного высокоразвитого государства — волжские булгары (перекресток торговых путей), сходилась Европа с Азией.
Вот Вам и дыхание Востока в затылок.
И сейчас на юге Украине в подсобном хозяйстве при хранении зерновых используют емкости (плетенье и глина увы даже уже не прошлый век).
Удивляюсь, почему Сергу скромно умолчал об украинцах, по способу прядения и выращивания конопли.
По сути согласен и мокшан кочевым народом назвать сложно. Я как раз о контактах и говорю, но сказанное это же мной вами воспринимается с агрессией.
Про украинцев расскажите, очень любопытно.
хохол писал(а):
Про ерзянские женские штаны штаны уже писал, кстати о безрукавках...
http://www.erzan.ru/news/erzjanskij-kostjumЭрзянский понскт вы вообще видели? Знаете в чем вся фишка "про штаны", в том как их носить.
По безрукавкам:
Цитата:
Безрукавки носили поверх рубахи. Их шили из фабричной ткани черного цвета, длинной несколько выше колен. Покрой был в талию с большим количеством оборок сзади. Шейный вырез был круглым, его оторачивали кумачом. У эрзи Теньгушевского района безрукавка называлась шубейкой. Ее шили из красного или синего сатина, кашемира или атласа. Подол, проймы, воротник и полы оторачивались мехом сурка и украшался потоками разноцветной материи, лентами, пуговицами и блестками.
А безрукавки есть только у Тенгушевцев, если вы конечно знаете об этом.
Кто же такие Теньгушевские эрзя (т.е. шокша)? Читаем:
Цитата:
Находясь длительное время в близком соседстве с мокшей, указанная группа эрзян подвреглась значительному её влиянию в языке, некоторых элементах быта и культуры. Но влияние это оказалось не настолько сильным, чтобы привести к утрате эрзянского самосознания. Судя по материалам посемейного обследования жителей Шокша, проведенного в 1979 учеными во главе с Н.Ф. Мокшиным, сами они относят себя к эрзя.
Т.е опять все дороги ведут к мокшанам.
Надо же так ненавидеть мокшанскую культуры и стыдиться ее культурного феномена.
хохол писал(а):
далее выдержки из статьи...
"В середине VIII в. на степных и лесостепных просторах Приазовья и Подонья племенными объединениями хазар, болгар и алан было создано раннефеодальное государство — Хазарский каганат, северные границы которого находились в непосредственной близости от южномордовских земель на Цне. С этого времени на протяжении двух столетий раннесредневековая культура мокшанских племен испытывала существенное влияние прежде всего аланских племен, составлявших основную массу приграничного населения каганата в верховьях Дона. Опираясь на сообщения правителя Хазарии царя Иосифа (X в.) о подвластных ему народах, исследователи отмечают, что мордовские земли входили в зону экономического контроля каганата и были обложены данью.
В конце IX в. в степи Подонья и Приазовья ворвались печенежские орды, которые к середине X в. разорили все оседлые поселки, многие хазарские города, подорвав экономическую основу каганата.
В предмонгольский период особенно отчетливо начинают прослеживаться интеграционные процессы между племенными союзами мордвы-мокши и мордвы-эрзи. К XII в. их материальная культура настолько унифицируется, что основным этнокультурным индикатором остается лишь обряд погребения головой на север у эрзянского и на юг у мокшанского населения.
При обработке почвы по перелогу в эпоху раннего средневековья мордва использовала, по-видимому, простые по устройству деревянные однорукояточные прямогрядильные рала, которые известны у населения Восточной Европы с эпохи бронзы. Во второй половине I тыс. возможности пашенного земледелия возросли в связи с применением в конструкции рал железных наконечников — наральников (экземпляр из Серповского могильника). Их появление в мордовской среде обусловлено скорее всего знакомством с высокоразвитой земледельческой культурой именьковских племен, занимавших в третьей четверти I тыс."
доктор исторических наук, профессор МГУ им. Огарева В. И. Вихляев
Ну все верно, жирным выделил то о чем и толкую, а вы отрицаете.