Яндекс.Погода

Форум Рузаевки

Общение которого Вы достойны!
Текущее время: 24 мар 2019, 10:49

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 11 ]  На страницу 1, 2  След.
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 15 фев 2011, 08:57 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 05 дек 2009, 14:14
Сообщения: 594
Откуда: Цибуллино из украины
Основу коллекции музея составляют вещи из могильников мокшинских, муромских и ростовских буртас. Они органично дополнены образцами мокшанской одежды с вышитыми на подоле древними символами - свастикой, лотосом, Древом жизни, равносторонним крестом, треугольником, достроенными и недостроенными пирамидами.

История буртас представлена во взамосвязи с культурами славянских племен, которые, спасаясь от ледников, вынуждены были мигрировать в теплые края, в частности, на территории Ирана и Пакистана, а затем вновь вернулись и заняли земли от Волги до Карпат.

Используя религиоведческий подход, вся история буртас условно поделена на три больших периода - брахманский, мусульманский и христианский.

В музее наряду с предметами археологических раскопок представлены фотографии, предметы быта, одежда, книги.

Музей истории и культуры буртас

Адрес: 442637 Пензенская область, Наровчатский район, село Сканово, ул. Сосновая, дом 4

http://muckan6.narod2.ru/

_________________
Мордва и чуваши, всё люди не наши. (с)
Любить, як хохол цибулю. (с)
Чудь начудила, меря намерила, мордва намордовала (с)
Эрзя и Мокша это только НАШЕ внутреннее различие, - и оно не касается никого из вне, особенно МОРДВЫ!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 15 фев 2011, 08:59 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 05 дек 2009, 14:14
Сообщения: 594
Откуда: Цибуллино из украины
ИзображениеИзображение
Изображение Изображение
Изображение Изображение

_________________
Мордва и чуваши, всё люди не наши. (с)
Любить, як хохол цибулю. (с)
Чудь начудила, меря намерила, мордва намордовала (с)
Эрзя и Мокша это только НАШЕ внутреннее различие, - и оно не касается никого из вне, особенно МОРДВЫ!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 15 фев 2011, 09:02 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 05 дек 2009, 14:14
Сообщения: 594
Откуда: Цибуллино из украины
Музей истории и культуры буртас

В зале № 1 представлены экспонаты, повествующие о брахманском периоде истории буртас. Здесь выставлены найденные в буртасских могильниках изображения богов Индры, Рудры и Парджаньи, обнаруженная в Скановых пещерах керамическая фигурка бога Сурьи, а также вышивки из села Алькино Ковылкинского района Мордовии с древними арийскими символами - свастикой, Древом Жизни, лотосом и лучевыми звездами.

Брахманский период начался с незапамятных времен и продолжался до завоевания ростовских и муромских буртас (мери и муромы) новгородскими князьями, мокшинских буртас - ногайскими татарами.

За околицей села Сканово до наших дней сохранился древний подземный брахманский храм. Время его создания относится к концу VII - началу VIII века. Находки из пещер, обнаруженные в 2005 - 2006 гг. при расчистке завалов подземных галерей, экспонируются в музее. Они датируются X - XII вв.

В экспозиции представлены предметы брахманского культа и найденные в буртасских могильниках украшения, предметы быта и одежда буртас.

В Золотоордынском зале размещены экспонаты, свидетельствующие о жизни мокшинских буртас в составе Золотй Орды (30-е годы XIII в. - середина XV в.).

Здесь представлены подлинные золотоордынские монеты, ювелирные изделия и украшения, найденные на территории города Мокша (Мохши), которые датируются XIII - XV вв. В зале экспонируются и детали одежды ногайских татар, перенятые мокшанами близлежащих к г. Мокша сел.

От золотоордынской эпохи до наших дней остались раскопанные под Наровчатом остовы пяти мусульманских мавзолеев и монеты с арабской вязью.

В зале № 3 выставлены экспонаты христианского периода истории буртас, который для муромских и ростовких буртас начался во второй половине IX века (со времени появления в этих краях дружин киевских и новгородских князей) , для мокшинских буртас - с середины XV века (со времени их завоевания войсками великого московского князя Василия II).

Здесь выставлены старообрядческие нательные крестики XVI - XVIII вв., найденные на территории заброшенных наровчатских, муромских и ярославских кладбищ. Одна их часть передана в музей настоятелем наровчатского Покровского собора о. Валерием, вторая - муромским коллекционером Андреем Машинским. Среди них имеются и редкие. Так, нательные крестики с Ангелом - хранителем имели хождение только в XVI веке, и то большей частью на территории современной Ярославской области. Крестики же с лунницей и окружностью в средокрестии были характерны для муромской земли. На экземплярах из заброшенных наровчатских кладбищах в средокрестии изображен Голгофский крест.

В зале представлены предметы христианского культа XVII - XIX вв., все еще сохраняющие элементы буртасской (арийской) символики. Так, на окладе муромской иконы Казанской Божьей Матери изображен шестилепестковый раскрытый цветок лотоса, который в брахманской вере символизирует бога Сурью.

Здесь представлены и подлинные ритуальные украшения ростовских буртас, которые повторяются в орнаментах Дмитриевского собора во Владимире.

В зале № 4 музея представлена вышивка мокшан с элементами буртасской (арийской) символики - со свастикой, лотосом, равносторонними крестами, лучевыми звездами, достроенными и недостроенными пирамидами.

Рубахи из домотканного льняного полотна с арийскими символами происходят из села Алькино Ковылкинского района Мордовии, причем из одной семьи, последний представитель которой наказал передать их музею истории и культуры буртас. Село Алькино находится в километрах 6 - 8 от села Сканово, где и расположен музей.

В окрестностях села Алькино "черными археологами" был обнаружен древний буртасский могильник, предметы из которого экспонируются в музее. Среди них - перстень с изображением Древа Жизни и элемент височной подвески.

На рубахах из села Вечкинино Ковылкинского района Мордовии (находится в 15 км от музея) и села Новые Пичуры Наровчатского района Пензенской области (находится в 4 км от музея) на подоле вышиты треугольники, направленные острием вверх, недостроенные пирамиды и равносторонние кресты.

В зале экспонируются рубахи с вышитыми на подоле тамгами (родовым знаком) буртас, скошенными крестами с зазубринами на концах (это символ в настоящее время помещен на государственный флаг Республики Мордовия).

Рядом экспонируются сюлгама и женские сапоги - гармошки из мокшанского села Вечкинино Ковылкинского района Мордовии, дротовый браслет из буртасского могильника Сканова городища.

Богатейшая коллекция вышивок на домотканных рубахах может послужить основой целого исследования по древней буртасской (арийской) символике.

_________________
Мордва и чуваши, всё люди не наши. (с)
Любить, як хохол цибулю. (с)
Чудь начудила, меря намерила, мордва намордовала (с)
Эрзя и Мокша это только НАШЕ внутреннее различие, - и оно не касается никого из вне, особенно МОРДВЫ!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 15 фев 2011, 09:03 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 05 дек 2009, 14:14
Сообщения: 594
Откуда: Цибуллино из украины
Музей истории и культуры буртас

Музей истории и культуры буртас является единственным частным музеем Пензенской области, свидетельство о государственной регистрации которого как учреждения культуры было выдано управлением министерства юстиции России по Пензенской области 04 мая 2009 года.

Учредителем музея является московский адвокат Паршуткин Виктор Васильевич, автор книги «Великий обман или Симон Маг», директором – Чекашкина Мария Васильевна. Музей находится в центре села Сканово Наровчатского района Пензенской области по адресу: ул. Сосновая, дом 4.



В музее собрано все, что имеет отношение к народу, называемому в арабских летописях и ряде документов российского государства буртасами. Судя по тому, как легко буртасы сливались с покорявшими их дружинами киевских, новгородских и рязанских князей, они, как и волжские болгары, были, скорее всего, славянами. Арабские авторы упоминают о стране буртас с VIII века. Они ее помещали по правую сторону Волги между волжскими болгарами и хазарами. Упоминают арабы и большую реку Буртас, по которой плавали суда хазар и волжских болгар. Скорее всего, так называли продолжение самой Волги выше впадения в нее Камы, ибо Каму тогда на Востоке воспринимали как продолжение Волги. Для арабских ориенталистов VIII – XII вв. страна буртас представляла собой, прежде всего, земли около Ростова Великого и Мурома. Эти города в Повести временных лет впервые упоминаются под 862 год. Город же Мокша, находясь в отдалении от крупных водных артерий, арабами и русскими летописями не упоминается вовсе. Его имя сохранилось лишь на чеканенных здесь с 1313 по 1375 год золотоордынских монетах.

Представленные в музее экспонаты позволяют обоснованно говорить о мокшинских, муромских и ростовских буртасах. Так, археологами были обнаружены остатки буртасской культуры в Сарском городище около Ростова Великого, Тумовском селище рядом с Муромом и на территории самого Мурома, городе Мокша, на месте которого ныне находится районный центр Наровчат Пензенской области. Находящихся около крупных водных артерий (Волги и Оки) ростовских и муромских буртас киевские и новгородские князья завоевали достаточно рано – колонизация этих земель началась во второй половине IX века. Затерянных же в глухой лесостепи мокшинских буртас («Наручадскую страну» русских летописей) войска великого московского князя Василия II покорили лишь в середине XV века. Около этих центров (Ростова Великого, Мурома и Мокши) было обнаружено множество могильников со схожим похоронным обрядом, объяснение которому можно найти лишь в книгах индийских браминов, сохранивших хоть какие – то сведения о древней ведийской вере. Буртасы тела или их остатки после сожжения укладывали в могилы по линии "север - юг". В ямах около изголовья археологи обнаруживают разбитые глиняные горшки, что свидетельствует о соблюдении ведийского обряда «подношения мертвому» с тем, чтобы дух усопшего не беспокоил живых. Мокшинские буртасы женщин часто хоронили в позе, напоминающей положение плода в чреве матери – костяки лежат на боку, головой на север или юг, с подогнутыми ногами, руки находятся у самого подбородка. Костяки же мужчин в могильниках всех буртас лежат на спине. Мокшинские буртасы покойников чаще всего укладывали головой к югу, муромские и ростовские – головой к северу. Во всем остальном их похоронные обряды, как о том можно судить по материалам археологических раскопок, не отличались. Во всех могильниках находят характерный инвентарь – дротики, наконечники копий и стрел, боевые топоры, шумящие коньковые подвески и застежки для одежды, пряслица, браслеты и перстни. Встречаются и редкие парные захоронения остатков сожжения мужчины с женщиной. Они свидетельствуют о соблюдении буртасами ведийского обряда самосожжения вдовы правителя на погребальном костре ее мужа - сати (сутти), что в переводе с санскрита означает «преданная вдова». Захоронения с молодым конем свидетельствуют о соблюдении древнего ведийского ритуала жертвоприношения коня с целью достижения после смерти небесного божественного существования. Конь являл собой проводник из мира земного в мир божественный. Обряд жертвоприношения коня (на санскрите "ашвамедху") совершался только в отношении воинов – правителей, в могилы же рядовых буртас укладывали шумящие коньковые подвески. В гимне Ригведы «Восхваление коня» (I, 162) говорится:

Тот убор, который расстилают для коня,
Верхнее покрывало, те золотые вещи (что кладут) для него,
Узда, конские ножные путы – (вся) принадлежащая (ему сбруя),
Пусть удержат его (воина – правителя) у богов!

Поэтому в ряде могил обнаруживают не только остовы молодых коней, но и просто выложенную на дно ямы конскую сбрую.

В следующем (I, 163) гимне Ригведы сказано:

Ты – Яма, ты – Адитьи, о скакун.
Ты – Трита по тайному обету.

Яма – ведийский бог смерти, Адитьи – семь космических божеств, а бог Трита отпускает грехи, принимает на себя всякую вину и всякое зло. Археологи не раз замечали, что после первичного погребения могилы иногда вскрывались и костяки умерших подвергались разрушению. Причем погребальный инвентарь при этом оставался нетронутым. Видимо, подобные ритуальные действия совершали в отношении тех покойников, дух которых, несмотря на обряд «подношения мертвому», все еще беспокоил живых.

Буртасы проповедовали брахманскую веру, которая была разновидностью ведийской веры. Брахманской была вера и живших рядом с ними волжских болгар, которых арабский дипломат Х века Ибн Фалдан называл славянами. Известный историк и государственный деятель XVIII века Татищев В.Н. в «Лексиконе российском историческом, географическом, политическом и гражданском» (Избранные произведения. Москва, 1979 г.) указывал о волжских болгарах: «Болгары – вера прежде брахманов из Индии». И русские летописи в сообщениях под 986 год в части описания приема киевским князем Владимиром представителей различных религий тоже упоминают «болгар веры бохмиче» (волжских болгар брахманской веры).

Вблизи того места, где когда - то находился один из центров духовной культуры мокшинских буртас, раскинулось село Сканово Наровчатского района Пензенской области, за околицей которого до сих пор сохраняется древний подземный брахманский храм. Время его создания относится к концу VII – началу VIII века. Здесь еще видимы фрагменты земляных валов, охранявших это селение и остатки более поздней Ногайской дороги. <От области буртас до хазар все степь, дорога – благоустроенная, с источниками, деревьями, текучими водоемами> - сообщают арабские летописи /1/. Когда идешь по полевой дороге по месту былого расположения буртасского городища, то буквально под ногами обнаруживаешь множество мелких осколков керамической посуды. Иногда талые воды выносят на поверхность наконечники стрел и фрагменты украшений. Ряд найденных на территории Сканова городища предметов экспонируется в музее. Видимо, городище возникло здесь в связи с сооружением подземного брахманского храма. Ведь требовалось большое количество рабочих, чтобы вырубить в твердой породе столь обширные пещеры (они трехуровневые, их протяженность более 600 метров), да и для обслуживания проводимых здесь мистерий тоже нужны были люди.

Материалы археологических раскопок и древние подземные храмы Киева, Пскова и Мокши свидетельствуют, что славянские племена, которые из – за ледников мигрировали в сторону Пакистана, Индии и Ирана, а затем вновь вернулись и заняли земли от Волги до Карпат, проповедовали общую ведийскую веру. Хотя у разных племен она имела свои особенности, и даже боги назывались различно, тем не менее, похоронный обряд у всех них был схожим, что в известной степени свидетельствует о близости их религиозных систем. Для всех этих славянских племен, в том числе буртас, наряду с захоронением трупов был характерен и обряд их сжигания. В их дохристианских могильниках обнаруживаются редкие парные захоронения остатков сожжения двух тел, разбитые керамические сосуды. В ряде могил наряду с человеческими останками находимы остовы молодых коней или просто конская сбруя. Однако наблюдаются и различия. Так, для одних племен были характерны курганные могильники, для других, в том числе буртас - грунтовые. У некоторых славянских племен остатки сожжения трупов собирались в сосуды, которые затем зарывались в землю. Иногда в одной яме археологи обнаруживают несколько таких урн. Буртасы же остатки сожжения тел рассыпали по дну могилы.

Название села Сканово, где находится музей, происходит от слова СКАНДА (skhanda), которое в переводе с санскрита буквально означает «свертки» или группы атрибутов. Древние арии считали, что в каждом человеке существует пять атрибутов, которые называли ПАНЧА СКАНДА. Это: 1) форма; 2) восприятие; 3) сознание; 4) действие и 5) знание. Эти атрибуты соединяются при рождении человека и образуют его личность. С возрастом СКАНДЫ начинают разъединяться и слабеть, после чего наступает дряхлость и смерть /2/. В пещерных же храмах разыгрывались мистерии, способные очистить СКАНДЫ в человеке. Мистерии – драматизированные ритуалы посвящения, посредством которых преподавались происхождение вещей и природа человеческого духа, отношение духа к телу, метод очищения человеческой души и ее возвращения к более возвышенной жизни. Часто они разыгрывались в подземных храмах, в которых ученику под гул торжественного гимна раскрывались великие мистические тайны /3/.

Слово ПАНЧА (panca) в переводе с санскрита означает «пять». Поэтому один из ближайших к Скановым пещерам притоков реки Мокша и был назван именем «Панча». Так речку по сей день именуют мокшане, русские – Паньжа. "Мокша" же означает один из основных принципов брахманской веры - состояние слияния индивидуального духа (Атмана) с Вселенским Духом (Брахманом). В 1940 году у этой речки в окрестностях одноименного села Паньжа Ковылкинского района Мордовии был обнаружен древний могильник, в котором все погребения были ориентированы по линии «север – юг». Кладбище было расположено километрах в десяти от пещерного храма. Большинство умерших, а всего исследователями под руководством Горюновой Е.И. было расчищено 36 погребений, были ориентированы головой на юг /4/. И только два – головой на север. Во всех могилах найдены различные предметы – железные боевые топоры и дротики, сюлгамы, бронзовые браслеты, серебряные серьги, бусы и т.д. В этой связи вспоминается арабский автор Гардизи, написавший в 1050 – 1052 гг. труд под названием «Украшение известий», введенный в оборот Бартольдом В.В. в 1897 году: <Оружие буртас – два дротика, топор и лук. Панциря и кольчуги у них нет>. Дротики большей частью были обнаружены на уровне бедер. Здесь же находили и чехлы для них, которые крепились к поясному ремню. В ряде могил в беспорядке были разбросаны осколки костей. В этом случае в ямы помещали лишь то, что оставалось после сожжения тел. Тем не менее, и в этих могилах фрагменты черепа находились в южной части. Было обнаружено и захоронение с остатками сожжения, в котором было два черепа (парное захоронение). Все захоронения содержали вещи, которыми пользовались покойные в повседневной жизни. Горюнова Е.И. этот могильник датировала XIII – XIV вв., хотя, возможно, он и более ранний.

Из этого могильника в музее экспонируются два дротика и фрагмент шумящей подвески.

Древний буртасский могильник был обнаружен и на Саранской горе, откуда открывается вид на место былого расположения Сканова городища. К сожалению, он не был исследован археологами. Здесь работали только «черные копатели», хотя одно время рядом с могильником целое лето находилась экспедиция пензенского археолога Белорыбкина Г.Н. В музее выставлены найденные здесь сюлгамы (застежки для одежды), стеклянная бусина, перстни, бронзовый браслет, фрагменты украшений и дротики. При сопоставлении с аналогичными предметами из других буртасских захоронений, время активного функционирования которых в научном мире не вызывает сомнений, обнаруженные в могильнике Сканова городища вещи следует датировать X - XIII вв. Тем не менее, Белорыбкин Г.Н. без какого – либо обоснования относит это кладбище к XVII веку, приписывая его мордве. Отрицает он и древность пещер, отстаивая версию о том, что они были прорублены в твердой породе монахами Сканов Троицкого монастыря в конце XVIII - начале XIX века. Однако эти его версии опровергаются обнаруженными в пещерах и окружающей их местности артефактами, с которыми могут ознакомиться посетители музея.

В церковной литературе Скановы пещеры впервые упоминаются лишь в 1877 году («Пензенские епархиальные ведомости», № 13 от 01.07.1877 г., стр. 20-21). В этом номере журнала буквально написано: «Над ископанием пещер первый трудился святитель Иоанн, за ним и другие, но более всех монах Арсений, который почти всегда и жил здесь». Время нахождения святителя Иоанна в Сканове историки церкви относят к концу XVIII – началу XIX века, время же удаления монаха Арсения в пещеры определяют как 1827 год. Но сообщение об «ископании пещер» вовсе не означает, что именно монахи их и соорудили. Скорее всего, это выражение свидетельствует лишь об очистке монахами обнаруженных ими древних пещер от завалов. Ни в одном церковном документе нет указания на то, что пещеры представляли собой сооружение христианского культа. Говорится лишь, что на храмовом холме в 1866 - 1870 гг. была построена каменная шатровая церковь, а вокруг холма были сооружены деревянные флигельки для проживания монашествующей здесь братии. В топографическом описании Наровчатского уезда за 1784 г. имеется следующая примечательная запись: <В сей округе, знаменитом по историческим происшествиям, урочищ и монастырей не имеется, а состоит одна пустынь, называемая Сканова, в расстоянии от города четыре версты. В ней церковь деревянная во имя Николая Чудотворца, а кем оная пустынь заведена и церковь построена, неизвестно. В сей пустыне монашествующих одна душа>. Поэтому утверждения церкви и официального историка Пензенской области Белорыбкина Г.Н. о том, что именно монахи Сканов Троицкого монастыря соорудили пещеры в конце XVIII – начале XIX, и в свете этого сообщения представляются весьма спорными.

В близлежащих от пещер районах археологами были обнаружены и другие буртасские могильники. Старосотенский и Красный Восток находятся на территории современного Наровчатского района Пензенской области, Ефаевский и Рыбкинский - на территории соседних Ковылкинского и Краснослободского районов Мордовии.

Судя по сохранившимся остаткам, мордва (мокшане и эрзя) до своего обращения в православие (до середины XVII века) проповедовали одну из форм зороастризма. Своих покойников они не предавали земле, а оставляли на специально оборудованных возвышенных местах на съедение хищным птицам и собакам. Потому тщетно искать древние мордовские могильники – их просто нет. Тем не менее, находимые древние захоронения с ориентацией тел покойников по линии "север - юг", в ямах которых обнаруживаются разбитые керамические сосуды, дротики, топоры и украшения из различных металлов, в том числе из серебра и золота, историки огульно относят к "древней мордве".

Обслуживая буртас, мокшане, которые до сих пор продолжают жить в близлежащих к городу Мокша селах, многое переняли от них. В частности, искусство изготовления одежды. Они поклонялись Верховному Богу, которого называли «Шкай». Ему противостоял злой «Шаткай». Такое название злого начала до недавнего времени сохранялось в селе Вечкинино Ковылкинского района Мордовии, которое находится в 15 километрах от Скановых пещер. В этом селе до наших дней сохраняется зороастрийский рукотворный холм, предназначенный для ритуала возжигания священного Огня – образа Верховного Бога на Земле. Такой же зороастрийский холм с сохранившейся перед ним прямоугольной площадкой (на ней совершался обряд жертвоприношения животных) находится и в селе Старая Нявка Нижнеломовского района Пензенской области. Это село находится в 25 километрах от Скановых пещер. Понятно, почему мокшане после разгрома в середине XV века «Наручадской страны» не проявляли интереса к подземным брахманским храмам (до наших дней на территории Пензенской области сохраняется несколько рукотворных пещер культового назначения). Ибо они были чужды им. Тем не менее, благодаря своей исключительной консервативности мокшане в своих вышивках сохранили древние арийские символы, привнесенные в их среду буртасами. И эти вышивки со свастиками, лотосами, Древом жизни, лучевыми звездами, равносторонними крестами, достроенными и недостроенными пирамидами представлены в музее.

Если применить религиоведческий подход, то всю историю буртас условно можно разделить на три больших периода – брахманский, мусульманский (золотоордынский) и христианский. Муромские и ростовские буртасы еще до нашествия ногайских татар были ассимилированы киевскими и новгородскими славянами, ислам они не проповедовали. О мусульманском периоде можно говорить лишь в отношении мокшинских буртас, которые составляли западную область Золотой Орды. В брахманском зале музея представлена карта страны буртас по состоянию на X – XII вв., украшения из могильников мокшинских, муромских и ростовских буртас, также найденные в них изображения ведийских богов Индры, Рудры и Парджаньи. В мусульманском (золотоордынском) зале выставлены вещи, обнаруженные на территории города Мокша и датируемые XIV – XV вв. Среди них - металлическая накладка рукояти ножа с растительным орнаментом, накладки мужских запонок и пряжка ремня с великолепным орнаментом. Рядом – детали одежды ногайских татар, перенятые мокшанами (жилетка и перевязь, богато украшенная монетами). В христианском зале представлены предметы культа, среди которых, в частности, нательные крестики и иконы, на которых вплоть до конца XIX века все еще изображались символы старой брахманской веры.

Судя по всему, буртасы до своего появления на территории Восточной Европы жили на территориях современных Ирана и Пакистана. Но в середине VII века из-за угрозы обращения в ислам вынуждены были мигрировать в удаленные от арабов области с тем, чтобы сохранить свою древнюю брахманскую веру. После ухода из южных областей свой выбор они остановили на глухих мордовских лесах и расселились вдоль трех больших рек Цна, Мокша и Сура. Обосновались буртасы и на Оке около Мурома, а также на берегах озера Неро у Ростова Великого. На этих землях они и основали страну, которую арабские ориенталисты называли «страной буртас», а русские летописи – «Наручадской страной» (следует оговориться, что так русские летописи называли лишь земли около города Мокша). Впервые о «Наручадской стране» в Повести временных лет упоминается под 1361 год. К этому времени муромские и ростовские буртасы уже утратили свою государственность. В летописи они упомянуты лишь вскользь как меря и мурома, основавшие Ростов Великий и Муром, которые с приходом сюда киевских и новгородских князей стали центрами христианской культуры.

Сейчас уже трудно определить, каков был язык буртас, но внешне они были похожи на славян. <Буртасы стойки и неустрашимы, они совершенны лицом и общим видом> - отмечалось в арабских летописях /1/. Те названия рек и озер, которые сохранились до наших дней, к разговорному языку буртас отношения не имеют. Ибо в те времена водоемам давались наименования на санскрите, обозначающие религиозные принципы.

Буртасы представляли собой союз объединенных брахманской верой родственных племен. Возможно, их языки различались. Да и брахманские ритуалы в каждом селении имели свои особенности. Ведь в брахманизме не было религиозной иерархии и восприятие веры во многом определялось личностью брахмана. Украшения из могильников мокшинских, муромских и ростовских буртас часто изготавливались в одном стиле, в чем может убедиться каждый посетитель музея, легко сравнив между собой экспонаты, происходящие из – под Мурома, Ростова Великого и Мокши (Наровчата).

В 20-х годах XIII века под влиянием ислама в движение приходят обитавшие за Волгой ногайские татары, которые до своего обращения в мусульманскую веру проповедовали зороастризм, называя своего Верховного Бога именем «Итога» (Злое начало у ногайских татар «Шайтан»). Вскоре они покорили и мокшинских буртас («Наручадскую страну» русских летописей), которая оставалась в составе Золотой Орды вплоть до середины XV века. С первого же года правления хана Узбека (с 1313 года), которого в русских летописях называли «царь Озбяк или Азбяк», город Мокша начинает чеканить свою монету с именем этого хана. Судя по всему, именно в этом древнем буртасском городе молодой Узбек начинает свою деятельность по утверждению ислама теперь уже в качестве официальной религии всей Золотой Орды. Брахманы были отрешены им от духовного руководства буртасами, если только не уничтожены вовсе. В Мокше процветала торговля, имелись водопровод и обогреваемые горячим дымом общественные бани, возвышались белокаменные здания. Поэтому и выбрал ее Узбек в качестве своей ставки. При нем мокшинские монеты чеканились с восхвалениями Аллаху. Однако после Узбека древние верования вновь заявили о себе – на монетах стали изображать брахманские символы (раскрытый цветок лотоса с шестью лепестками) и священных для зороастрийцев животных и птиц /5/.

В центральном погребальном месте мокшинского мусульманского мавзолея № 1 (всего известным московским археологом Алиховой А.Е. в 60-х годах ХХ века под Наровчатом были вскрыты остовы пяти мусульманских мавзолеев) было обнаружено захоронение с явным влиянием зороастризма. Как полагает Алихова А.Е., над склепом было просторное помещение, отделанное хорошо обработанным облицовочным камнем. Обломки таких камней были обнаружены в развале склепа, куда они могли попасть только при обрушении мавзолея /6/. По стилю обработки они схожи с теми кусками, которые экспонируются в Наровчатском краеведческом музее, сотрудники которого уверяют, что они из ограды православного Покровского собора. Белый резной камень на этом месте был обнаружен еще в 1870-х годах, когда принялись строить новый храм на месте сгоревшего старого. «По тонкой художественной обработке лицевых сторон и по балочным гнездам в задних стенках можно с уверенностью говорить, что этот материал служил для постройки какого – то весьма солидного здания, каковым могла быть соборная мечеть. Последнее подтверждается еще и тем, что на этой же площади вокруг предполагаемой мечети находится обширный мусульманский могильник, затронутый мною пока лишь двумя небольшими траншейками» - сообщал первооткрыватель древнего города саратовский археолог Кротков А.А. /7/. Судя по рисунку 1915 года, приведенному пензенским краеведом Лебедевым В.И. в книге «Загадочный город Мохши», на одной из обнаруженных плит были вырезаны орнаментированные равносторонние кресты. В этой же своей работе Лебедев В.И. сообщает, что на одной из наровчатских плит из белого камня была изображена и «какая – то птица», что уж совсем не вяжется с исламом, запрещающим изображение живых существ. Кротков А.А. полагал, что на месте нынешнего Покровского собора возвышалась белокаменная соборная мечеть. Но, видимо, это белокаменное здание было построено задолго до Узбека и изначально представляло собой вовсе не мусульманский, а брахманский храм.

Утрата брахманской веры с ее жесткими запретами на межэтнические браки привела к исчезновению барьеров, препятствующих буртасам сближаться с покорившими их русскими, древняя вера которых тоже была ведической. В процессе слияния буртасы стали перенимать русский язык и православную веру. На разных этапах этого слияния их называли то мещерой, то муромой, то мерей. Какая - то часть мокшинских буртас стала заключать браки и с жившими рядом с ними мокшанами, эрзей и ногайскими татарами. Потеряв свой язык и древнюю ведическую веру, единственное, в чем потомки мокшинских буртас (их еще называют мещеряками) продолжали ярко проявлять себя вплоть до начала ХХ века, так это в искусстве изготовления одежды, которая до сих пор сохраняется в ряде сел Земетчинского, Вадинского и Башмаковского районов Пензенской области.

Только в музее истории и культуры буртас можно видеть вышитую мокшанками тамгу (родовой знак) буртас, которая представляет собой открытый треугольник, направленный острием вверх (он символизирует духовное начало в человеке) и заключенный внутри него малый треугольник, направленный острием вниз (символизирует материальное начало). Только здесь можно видеть найденную в завалах древнего подземного храма керамическую фигурку брахманского божества Сурьи, взгляд которого буквально пронзает пространство. Только здесь можно видеть домотканую буртасскую рубаху с вышитым треугольником на спине. Интересна и коллекция золотоордынских монет с древними арийскими символами – треугольником, сплетенными между собой двумя треугольниками (этот символ впоследствии на Западе назовут Печатью Соломона или Звездой Давида), раскрытым цветком лотоса с шестью лепестками. Экспонируются и найденные в завалах Скановых пещер хорошо сохранившаяся пиала, представляющая собой образец лепной керамики, слегка подправленной на медленно вращающемся гончарном круге, и множество фрагментов тонкостенной керамической посуды с врезанным орнаментом. Все эти находки при их сопоставлении с аналогичными предметами датируются X – XII вв.

Частью музея является деревенское подворье с рублеными избами, в которых может пожить любитель отечественной истории, сосновой баней с березовыми вениками и кухней с русской печью. В музее имеется научная библиотека, в которой собрано все, что за последние два столетия публиковалось о буртасах.


Литература:

1. Заходер Б.Н. Каспийский свод сведений о Восточной Европе. Том 1. Москва, 1962 г.
2. Блаватская Е.П. Теософский словарь. Москва, 2004 г.
3. Паршуткин В.В. Великий обман или Симон Маг. Москва, 2007 г.
4. Степанов П.Д. Статья «Паньжинский могильник» в Археологическом сборнике «Из древней и средневековой истории мордовского народа». Том 2, Саранск, 1959 г.
5. Кротков А.А. Два собрания джучидских монет. Труды Нижне – Волжского общества краеведов. Саратов, 1930 г., вып. № 37.
6. Алихова А.Е. Мавзолеи города Мохши – Наровчата. Советская археология, 1973 г., № 2
7. Кротков А.А. К вопросу о северных улусах Золотоордынского ханства. Известия общества обследования и изучения Азербайджана. Баку, 1928 г., № 5



Зам. директора музея по научной работе Паршуткин В.В.

http://covput11.narod.ru/

_________________
Мордва и чуваши, всё люди не наши. (с)
Любить, як хохол цибулю. (с)
Чудь начудила, меря намерила, мордва намордовала (с)
Эрзя и Мокша это только НАШЕ внутреннее различие, - и оно не касается никого из вне, особенно МОРДВЫ!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 22 июн 2012, 18:07 
Не в сети

Зарегистрирован: 21 июн 2012, 08:42
Сообщения: 358
Ты ПАРШУТКИН!!!?????


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 22 июн 2012, 19:23 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 05 дек 2009, 14:14
Сообщения: 594
Откуда: Цибуллино из украины
nik писал(а):
Ты ПАРШУТКИН!!!?????


А мы на "ты" перешли?

_________________
Мордва и чуваши, всё люди не наши. (с)
Любить, як хохол цибулю. (с)
Чудь начудила, меря намерила, мордва намордовала (с)
Эрзя и Мокша это только НАШЕ внутреннее различие, - и оно не касается никого из вне, особенно МОРДВЫ!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 23 июн 2012, 03:12 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 07 окт 2010, 13:46
Сообщения: 1284
Откуда: эрзя мурза із россеі
а шо, под Бранденбургскими воротами не христоскались...

_________________
Якби не мордва та чуваши, де б ви, були, срань Господня.
Полюбляйте, як ерзя суджук.
Хохол кохає, не тількі ерзя.
Мабуть шайтан, мордвина розбире.
Хай живе, чудь, мєря та мордва.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 25 июн 2012, 08:25 
Не в сети

Зарегистрирован: 21 июн 2012, 08:42
Сообщения: 358
Гoсть писал(а):
nik писал(а):
Ты ПАРШУТКИН!!!?????


А мы на "ты" перешли?

Да было когдато.Извиняйте буду на ВЫ.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 25 июн 2012, 18:04 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 05 дек 2009, 14:14
Сообщения: 594
Откуда: Цибуллино из украины
Можо с Паршуткиным и было, кто вас мордво-буртасов разберет.

_________________
Мордва и чуваши, всё люди не наши. (с)
Любить, як хохол цибулю. (с)
Чудь начудила, меря намерила, мордва намордовала (с)
Эрзя и Мокша это только НАШЕ внутреннее различие, - и оно не касается никого из вне, особенно МОРДВЫ!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 25 июн 2012, 22:46 
Не в сети

Зарегистрирован: 21 июн 2012, 08:42
Сообщения: 358
Гoсть писал(а):
Можо с Паршуткиным и было, кто вас мордво-буртасов разберет.

Что то Вас я не пойму, так а зачем такая реклама мордве-буртасам.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 11 ]  На страницу 1, 2  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Создано на основе phpBB® Forum Software © phpBB Group
Русская поддержка phpBB
раскрутка сайта, поисковая оптимизация